КАТАЛОГ

История французских парфюмов

Элитная парфюмерия – это то, чем поклоняются все любители качественных запахов. Элитные парфюмы, которые производятся на Ближнем Востоке, во Франции, Италии, Америке или Японии, практически невозможно спутать с дешевыми подделками. Услышав этот многогранный, глубочайший и восхитительный запах, вы сразу понимаете, что перед вами по-настоящему профессиональный продукт. А одним из ярчайших представителей элитной парфюмерии является парфюмерия Франции – страны, которая считается законодательницей парфюмерной моды.

Парфюмерия 11-го века

Появление первых французских парфюмов относят к 11 веку нашей эры, хотя существует множество свидетельств тому, что парфюмы использовались французами и раньше. И все же именно в 11 веке крестоносцы, вернувшиеся домой после похода на Иерусалим, привезли на Родину жасмин и розы. Запах этих замечательных цветов так понравился французам, что они начали культивировать их в южных регионах Франции, поскольку растения не терпели низких температур. И уже через сто лет французская парфюмерия стала пользоваться большим почетом во всех европейских государствах. Развитие торговых отношений в станах Европы привело к тому, что европейские дворяне и короли стали высоко ценить лечебные, гигиенические и эстетические свойства французской парфюмерии. Однако парфюмерной столицей в те времена считался не Париж, а Венеция. Это объяснялось тем, что восточные пряности, которые шли во Францию, предварительно перерабатывались именно в Венеции, куда они поступали из арабских стран.

Парфюмерия 15-го века

В начале 15 века большое влияние стали обретать такие французские города, как Париж и Грасс. Они признавались ведущими европейскими парфюмерными центрами. Что касается европейских придворных, дворцовый этикет строжайше предписывал им использовать парфюмерные и косметические средства в значительных количествах. В 16 веке особой популярностью стали пользоваться так называемые парфюмерные перчатки, которые обрели известность благодаря пристрастиям Екатерины Медичи. Как следствие, в почете были две профессии – перчаточник и парфюмер, которые в те времена практически сливались в одну. Однако дворцовый этикет не учел одной важной проблемы – неприятного запаха придворных. Дело в том, что гигиена того времени была не на столь высоком уровне, как сейчас. В результате, духами пользовались не только для того, чтобы создать ароматическую ауру, но и для того, чтобы перебить неприятный запах немытого тела. Причем последняя задача была основополагающей.

Парфюмерия 16-го века

Именно 16 век стал официальной эпохой рождения парфюмерного искусства в том виде, в котором она находится в настоящее время. Все началось с итальянского парфюмера Маурицио Франжипани, который решил смешивать парфюмерные компоненты в винном спирте. Кстати, в честь Франжипани впоследствии был назван один из парфюмерных элементов. Использование винного спирта привело к тому, что ароматы эссенций, цветов и трав отныне стало возможным сохранять во флаконах из хрусталя.

Французская парфюмерная история знавала поистине революционные времена, которые не были связаны с пролитием крови. Так, первой революцией во французской парфюмерной отрасли стало разделение гильдий перчаточников и парфюмеров, которое произошло по окончанию Великой Французской революции. Отныне парфюмерия приобрела долгожданную независимость. В 1608 году появилась первая парфюмерная фабрика на планете, которая была открыта при монастыре Санта Мария Новелла. Фабрике покровительствовали не только князья и герцоги, но даже Папа Римский, который приказал выдать на развитие парфюмерии крупную сумму. На фабрике работали только монахи-доминиканцы, которые активно трудились, в первую очередь, на благо Церкви. Именно этим объясняется покровительство парфюмерной фабрики на столь высоком уровне.

Парфюмерия 18-го века

В 1709 году мир узнал об еще одном именитом французе Жане-Мари Фарине, который изначально был торговцем специями. Именно он изобрел «Кельнскую воду», что по-французски звучит как «о де колонь». Таким образом, месье Фарине официально признается изобретателем первого в мире мужского одеколона. Фарина решил открыть парфюмерную лавку в Кельне, которая была унаследована его сыновьями в 1766 году, сразу после смерти отца. Сыновья Фарина решили не бросать парфюмерное дело. Напротив, они настолько развили бизнес, что вскоре смогли открыть собственную парфюмерную фабрику. Заметим, что «Кельнская вода» изготавливалась на основе специально привезенного из Италии винного спирта, а также натуральных ароматических масел. Долголетняя выдержка итальянского винного спирта в кедровых бочках приводила к тому, что одеколон получался поистине неповторимым. «Кельнскую воду» стали поставлять за границу при Наполеоне Бонапарте, которому очень нравился данный парфюмерный продукт. Императорская страсть к парфюмерии привела к тому, что об одеколоне в итоге узнал весь мир. Причем название этого парфюмерного продукта произносится неизменно по-французски (Eau de Cologne), хотя Кельн всегда был немецким городом.

Любовь Наполеона к запахам объяснялась его необычайной чувствительностью к любой парфюмерии. Вследствие этого император использовал просто гигантское количество всевозможных духов. Ежедневно он ополаскивался парфюмом с ног до головы, а также приказывал жечь ароматические черносмородиновые таблетки везде, где он собирался появиться. Именно поэтому во время ссылки на острове святой Елены Наполеон очередь страдал от того, что в его жизни нет привычного количества парфюмерии. Он даже изобрел личный рецепт одеколона, став первым человеком, который использовал в составе парфюма бергамот. Историки утверждают, что именно Наполеон впервые употребил термин «туалетная вода».

Парфюмерия 19-го века

В 1828 году произошло еще одно знаменательное событие. Француз Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает первую парижскую парфюмерную лавку, которая впоследствии превратилась в самый знаменитый французский парфюмерный дом. Династия Герленов известна по всему миру по сей день. Потомственные парфюмеры подарили любителям качественных ароматов такие шедевры, как Mitsouko, Shalimar и первый унисекс-парфюм Jicky, который вышел в 1889 году.

В середине 19 века производство туалетных вод и духов вышло на новый уровень, перестав быть «кустарным». Толчком к этому стало развитие отдельной науки, которая изучала процесс создания ароматов на профессиональной основе. Отцами-основателями данной ветви науки стали такие известные личности, как Эрнест Дальтроф, Франсуа Коти, Жан Герлен. К слову сказать, именно Франсуа Коти впервые стал проводить парфюмерные эксперименты, смешивая натуральные эссенции с искусственными запахами. Это позволило сделать ароматы более дешевыми, и, как следствие, доступными широким слоям населения. В 1917 году была выпущена знаменитая туалетная вода «Сhуprе», от которой впоследствии было образовано целое ароматическое семейство. В то же время активно выпускались амбровые и ориентальные ароматы, которые считаются модными и сегодня.

Парфюмерия 20-го века

В 20 веке парфюмеры немного обленились, поскольку конкуренции, как таковой не было. Все изменилось в 1911 году, когда стало известно о том, что дизайнер Поль Пуаре решил выпустить парфюмы, приуроченные к презентации его новой коллекции дизайнерской одежды. Таким образом, это были первые парфюмы, которые позиционировались как дополнение к модному образу. В 1931 году аналогичную идею развивает легендарная Габриэль Шанель, которая решает пойти дальше, выпустив первый полностью синтетический аромат, который был назван именем основательницы бренда - Chanel №5. Элитная парфюмерия от Шанель позволила по-новому взглянуть на то, как парфюм может повлиять на модный образ человека. Именно Шанель считается основоположницей новой парфюмерной философии, которая активно используется современными парфюмерами.

В 30-х годах прошлого столетия парфюмеры решили активно развивать тему мужских ароматов, в которых присутствуют нотки табака, кожи, спорта и свежести. Это позволило немного потеснить доминирующие на парфюмерном рынке томные и тяжелые запахи. Во времена Второй мировой войны француз Марсель Рош выступал с лозунгом «Парфюмерия против войны». В 1944 году, сразу после освобождения Франции от фашистов, он выпускает женский аромат Femme, которому было суждено стать классикой. Через три года после Марселя Роша Кристиан Диор выпускает духи MissDior, которые стали дополнением к его коллекции легких и воздушных платьев и юбок. В конце 40-х годов Нина Риччи выпустила классический аромат L'air du temps.

Далее французская парфюмерия начинает доминировать на мировом рынке, проходя все необходимые стадии развития. 50-е годы прошлого столетия считаются пиком популярности парфюмерии французских мастеров. Стоит отметить, что в это же время начинает развиваться американская парфюмерная отрасль, которая впоследствии будет основным конкурентом французов. И все же лучшими парфюмерами середины прошлого века были именно французы.

Следующие пятьдесят лет характеризовались постепенным изменением парфюмерных вкусов. Так, в 60-х годах в моду вошли ориентальные пряные парфюмы. Особой популярностью пользовался парфюм Fidji от Guy Laroche. В 80-х годах стала популярна элегантная и изысканная парфюмерия haute couture. Цены на нее в то время уже были более доступными, чем раньше. Парфюмерные компании активно экспериментируют над дизайном флаконов, постепенно отходя от «хрустальной» концепции.

В 1985 году свет увидела знаменитая туалетная вода Poison, которая считается настоящим шедевром парфюмерного искусства. Стоит заметить, что в те времена элитная парфюмерия французов выпускалась под каким-либо девизом. К примеру, в начале восьмидесятых девизом стала «чувственность и сексуальность», в середине десятилетия – женственность и классика, в конце восьмидесятых – символичность и загадочность.

Девяностые годы для французской парфюмерии прошли под девизом «расцвет унисекса». В это время особо ценилась свежесть и природность выпускаемых ароматов. Началом данной эпохи считается цитрусовый парфюм Calvin Klein СK One, который был выпущен в 1994 году. Этот аромат являлся настоящим ароматическим флагом неформальной молодежи.

Современная парфюмерия

В настоящее время насчитывается более восьми тысяч наименований французских парфюмов. Причем подавляющее большинство этих ароматов выпущено в последние тридцать лет. Шесть тысяч современных ароматов были выпущены парфюмерами французского происхождения. Французы также любят поговаривать о том, что специалисты, создававшие данные отчеты, упустили из виду еще две тысячи парфюмов.